УНП ООН содействует развитию международно-правовой базы по борьбе с ядерным терроризмом

Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ) совместно с Канадой и Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) провела 24–26 января 2017 года в Братиславе (Словакия) семинар “Vigilant Marmot” («Бдительный сурок»), посвященный правовым основам деятельности ГИБАЯТ. 

На семинаре были рассмотрены проблемы, связанные с принятием или обновлением национальных правовых баз в области физической ядерной безопасности, освещены обязательства по международно-правовым документам по борьбе с ядерным терроризмом и рассмотрены практические модели выполнения этих обязательств. На семинаре были обсуждены ключевые итоги состоявшихся в Гааге в 2015 году Международной конференции и учебного судебного процесса “Glowing Tulip” («Светящийся тюльпан») ГИБАЯТ, которые были посвящены ядерной криминалистике, в частности, особое внимание было уделено наказаниям в рамках установления уголовной ответственности.

Это мероприятие способствовало обмену информацией о моделях и передовом опыте применения правовых баз посредством обсуждений тематических исследований и сценариев, в ходе которых рассматривались основные проблемы, с которыми сталкиваются страны.

 УНП ООН сделало несколько презентаций по соответствующим международно-правовым документам и провело несколько дискуссий на основе сценариев (см. agenda).

В ходе этих заседаний и основанных на сценариях обсуждений были приведены примеры прошлых дел, которые побудили страны обновить свои уголовные кодексы, была подчеркнута важность международно-правовых документов по физической ядерной безопасности и, в частности, значение Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок и поправок к ней (CPPNM/A) и Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (ICSANT), наряду с действенными положениями об установлении уголовной ответственности на национальном уровне в целях пресечения и успешного судебного преследования незаконных действий. В ходе групповых дискуссий была продемонстрирована способность прочной нормативно-правовой базы способствовать развитию и поддержанию национальных систем физической ядерной безопасности, и было показано, как ICSANT и CPPNM/A встроены в более широкую международно-правовую базу по противодействию химическому, биологическому, радиологическому и ядерному (ХБРЯ) терроризму.