Данный модуль является ресурсом для лекторов  

 

Глобальная контртеррористическая стратегия ООН

 

Обзор

Главной отправной точкой для изучения рамок, регулирующих глобальные усилия по борьбе с терроризмом, является Контртеррористическая стратегия ООН. Принятая без голосования Генеральной Ассамблеей ООН Резолюцией 60/288 от 8 сентября 2006 года и таким образом отражая всеобщий консенсус и легитимность, впервые государства- члены ООН согласовали и приняли общий стратегический подход и рамки для борьбы с терроризмом. Контртеррористическая стратегия пересматривается и обновляется Генеральной Ассамблеей ООН раз в два года с учетом меняющихся приоритетов (см., например, ООН, Генеральная Ассамблея, 2008 год, A/RES/62/272, 2010, A/RES/64/297, 2012, A/RES/ 66/272, 2014, A/RES/68/276, 2016 (b), A/RES/70/291). Таким образом, Контртеррористическая стратегия остается постоянно обновляемым документом. Об этом свидетельствует обзор Генеральной Ассамблеи от 1 июля 2016 года (ООН, Генеральная Ассамблея, 2016 (b), A/RES/70/291), который был связан с рассмотрением Плана действий Генерального секретаря ООН по предупреждению воинствующего экстремизма (ООН, Генеральная Ассамблея, 2015 (a), A/70/674, 2015 (b), A/70/675) в связи с растущей международной обеспокоенностью (см. далее Модуль 2). Меняющиеся условия и сопутствующие приоритеты отражены в двухгодичных докладах Генерального секретаря ООН «Деятельность системы ООН по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН» (из последнего - ООН, Генеральная Ассамблея, 2016 год (a), A/70/826), в которых содержится информация о достигнутом прогрессе и проблемах, связанных с реализацией Контртеррористической стратегии.

Контртеррористическая стратегия является уникальным глобальным инструментом для активизации национальных, региональных и международных усилий по противодействию терроризму, в том числе путем укрепления сотрудничества между всеми ключевыми участниками (см. ниже). Ее принятие продемонстрировало не только согласие всех государств-членов с общим стратегическим и оперативным подходом к борьбе с терроризмом, четко давая понять, что терроризм неприемлем во всех его формах и проявлениях, но, кроме того, и их решимость предпринимать практические действия, индивидуальные и коллективные, для предупреждения и борьбы с ним. Такие практические действия включают в себя широкий спектр мер, начиная с укрепления потенциала государств в противодействии угрозам терроризма и заканчивая лучшей координацией контртеррористической деятельности системы ООН.

Глобальная контртеррористическая стратегия ООН (2006)

Стратегия принята в форме резолюции с прилагаемым Планом действий, состоящим из 4 разделов:

  • I - Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма;
  • II - Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним;
  • III - Меры по укреплению потенциала государств по предупреждению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области;
  • IV - Меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.
United Nations, General Assembly (2006). The United Nations Global Counter-Terrorism Strategy. 8 September. A/RES/60/288.

В модуле 2 рассмотрены Разделы 1 и 2, хотя описательная часть по предупреждению терроризма является повторяющейся темой во всей серии модулей для ВУЗов. Раздел III направлен, прежде всего, на специалистов-практиков и, следовательно, выходит за рамки серии модулей для ВУЗов, хотя везде по тексту приводятся ссылки на соответствующие инструменты, например, такие, которые были подготовлены Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). Поэтому остальная часть этого модуля, а также серия модулей для ВУЗов в целом посвящена Разделу IV. Как видно из Раздела IV, ключевая важность верховенства права имеет центральное решающее значение для реализации общих целей Контртеррористической стратегии. Например, преамбула к нему «подтверждает, что всеобщее поощрение и защита прав человека и обеспечение верховенства права имеют важное значение для всех компонентов Стратегии...» (ООН, Генеральная Ассамблея, 2006 год, A/RES/60/288).

 
Далее
Наверх