Данный модуль является ресурсом для лекторов  

 

Раздел 3. Ключевые компоненты права на доступ к юридической помощи

 

Принципы и руководящие положения Организации Объединенных Наций, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия (UNPG), предусматривают, что государства должны «гарантировать право на юридическую помощь в своих национальных правовых системах на самом высоком уровне, включая, где это применимо, конституцию» (2013, Принцип 1). Принцип 2 дополнительно предусматривает следующее:

Государства должны рассматривать предоставление юридической помощи своим долгом и обязанностью. С этой целью им следует рассмотреть, где это уместно, принятие конкретного законодательства и нормативных актов и обеспечить наличие комплексной системы юридической помощи, которая была бы доступной, эффективной, устойчивой и заслуживающей доверия. Государствам следует выделять необходимые людские и финансовые ресурсы для системы юридической помощи.

Ключевые элементы законодательного и/или нормативного режима, регулирующего доступ к юридической помощи, можно обобщить следующим образом (см. далее: «Руководство по раннему доступу», 2014 г., гл. III):

  • Любой, кто задержан, арестован, подозревается или обвиняется в совершении уголовного преступления, наказуемого лишением свободы или смертной казнью, имеет право на получение юридической помощи на всех этапах процесса уголовного правосудия; и независимо от финансового положения данного лица, оно должно быть обеспечено  средствами, если этого требуют интересы правосудия, например, из-за срочности или сложности дела (UNPG, 2013,  принцип 3); также, при необходимости, помощь должна быть оказана жертвам преступлений (UNPG, 2013,  принцип 4) и свидетелям (UNPG, 2013,  принцип 5).
  • Положения, определяющие право на получение юридической помощи и доступ к ней на разных этапах процесса уголовного правосудия (UNPG, 2013, принцип 1, принцип 4, принцип 5 и принцип 6). Смотреть также: Правила Нельсона Манделы, 2015, правило 119; правило 120 и правило 61.
  • Положения, требующие предоставления информации о праве пользования юридической помощью тем, кто имеет или может иметь на это право (UNPG, 2013 год, принцип 8 и руководящее положение 2;  правила Нельсона Манделы, 2015 год, правило 119; правило 61).
  • Положения, касающиеся других процессуальных прав, связанных с правом на юридическую помощь (UNPG, 2013, руководящее положение 3).
  • Положения, касающиеся отказа от права на юридическую помощь (UNPG, 2013, руководящее положение 3, пункты 43 (b) и (i)).
  • Положения, обеспечивающие своевременное выполнение просьб об оказании юридической помощи (UNPG, 2013, принцип 7 и руководящее положение 3, пункты 43 (b), (d) и (h)).
  • Положения о недопущении дискриминации (UNPG, 2013, принцип 6); о том, что юридическая помощь должна предоставляться в наилучших интересах ребенка (UNPG, 2013, принцип 11 и руководящее положение 11); и, в случае необходимости, положения, обеспечивающие справедливость в доступе к юридической помощи (UNPG, 2013, принцип 10), включая особые положения для женщин (UNPG, 2013, принцип 9).
  • Положения, обеспечивающие эффективные средства правовой защиты и гарантии (UNPG, 2013, принцип 9).

Государства используют разные подходы к реализации права на доступ к юридической помощи. Широкий пример различных подходов к регулированию права на доступ к юридической помощи можно найти в комментариях к Типовому закону УНП ООН, а сам Типовой закон (2017) включает подход к этим вопросам.

В некоторых государствах основные положения права на юридическую помощь изложены в конституции или в других официальных документах. Например, Конституция Южной Африки (1996) предусматривает следующее:

Каждый задержанный, включая каждого осужденного, имеет право –

(b) выбирать и получать юридические услуги практикующего юриста  и быть незамедлительно уведомленным об этом праве;

(c) в случае, если существенная несправедливость приведет к каким-либо нежелательным последствиям, воспользоваться услугами практикующего адвоката, назначенного государством и за счет государства,  и быть незамедлительно уведомленным об этом праве (1996, раздел 35,пункт 2).

Канадская хартия прав и свобод в Канаде предусматривает право на юридическую помощь лицам, арестованным или задержанным в широком смысле, но установление точного значения права Хартии потребовало толкования в ряде решений Верховного суда.     Другой подход заключается в закреплении права на юридическую помощь в законодательстве, а также в подробных положениях, которые должны быть изложены в постановлениях. Данный метод принят в Англии и Уэльсе (см.: Закон от 2012 года о правовой помощи, вынесении приговоров и наказании правонарушителей и соответствующие положения).

Конституция Фиджи от 2013 года признает юридическую помощь в качестве права и относится к органу, ответственному за создание системы юридической помощи.  Статья 13 предусматривает, что:

Задержанное лицо имеет право получить юридическую помощь со стороны адвоката по своему выбору на месте задержания, быть незамедлительно проинформированным об этом праве, и в случае, если оно не имеет достаточных средств для воспользования услугами адвоката, и этого требуют интересы правосудия, в рамках программы оказания юридической помощи Комиссии по оказанию юридической помощи ему должны быть предоставлены услуги юриста

В Европе право на адвоката и на юридическую помощь в общих чертах изложено в Европейской конвенции о правах человека (статья 6), и Европейский суд по правам человека широко использует прецедентное право, конкретизирующее последствия Конвенционного права. Европейский союз принял новый подход к установлению региональных стандартов в отношении доступа к юридической помощи и связанных с ним прав, таких как право на информацию и право на доступ к адвокату. Целью этого подхода является установление минимальных стандартов в государствах-членах Европейского Союза для содействия взаимному признанию положений правоохранительных органов Союза, а также для обеспечения процессуальных прав граждан. Таким образом, Европейский союз принял ряд Директив, касающихся процессуальных прав подозреваемых и обвиняемых лиц, и они должны иметь силу в каждом из государств-членов, а споры выноситься на рассмотрение Верховного суда Европейского Союза.

Важным является вопрос, касающийся переменных, оказывающих влияние на практическое осуществление права доступа к юридической помощи, поскольку нельзя предполагать, что правовые нормы обязательно дадут свой эффект. В Руководстве по раннему доступу (2014, с. 44) определены три значимые переменные:

  • Постановления, которые подробно описывают обстоятельства, при которых лицо имеет право на юридическую помощь; правила, касающиеся финансового права, в обязательном порядке предусматривающего информирование подозреваемых и обвиняемых об их праве, способах надлежащего применения данного права и методах предоставления правовой помощи, а также то, кем и как должны быть приведены в исполнение принятые меры и постановления.
  • Процедуры и протоколы: для реализации законов и  постановлений в отдельных случаях, например, как в отдельных случаях должны применяться постановления, регулирующие предоставление информации о праве на юридическую помощь, как следует регистрировать предоставление информации и принятие решения подозреваемым или обвиняемым лицом процесс на котором устанавливается контакт с поставщиком юридической помощи и какая информация должна быть задокументирована. 
  • Соответствующая профессиональная культура и подход, которые обеспечивают эффективную работу всех субъектов уголовного правосудия для гарантии соблюдения права на ранний доступ к юридической помощи.
 
Далее:  Раздел четвертый
 Наверх