Данный модуль является ресурсом для лекторов  

 

Раздел 2: Уязвимости девочек, находящихся в конфликте с законом

 

Девочки, имеющие контакт с системой уголовного правосудия, относятся к особенно уязвимой группе в силу различных причин. Прежде всего важно отметить, что существует международный консенсус в отношении того, что всем детям без всякого исключения должна предоставляться дополнительная защита в силу уязвимости, связанной с их стадией развития (Конвенция о правах ребенка (резолюция ГА 44/25); Всеобщая декларация прав человека (резолюция ГА 217А). Помимо уязвимости, которая может быть связана с относительной незрелостью детей в плане развития, дети, вступившие в конфликт с законом, особенно уязвимы в силу обстоятельств, которые, вероятно, способствовали их задержанию (нищета, травмы, предшествующая виктимизация, проблемы психического здоровья, отставание в умственном развитии и т. д.). Более того, дети, лишенные свободы, подвергаются постоянному риску физического насилия, сексуального насилия и психологического ущерба (дополнительные материалы по этим вопросам см. в модуле 12 «Насилие в отношении детей» и модуле 13 «Правосудие в отношении детей»). С учетом этого общего контекста риска для всех детей, находящихся в конфликте с законом, данный раздел модуля посвящен тому факту, что девочки сталкиваются с непропорционально высоким риском по сравнению с мальчиками из-за глубоко укоренившихся структур неравенства, дискриминации и сексуального и гендерного насилия.

Хотя эти особенности различаются в разных культурах, женщины и девочки во всем мире испытывают на себе «всепроникающие и разрушительные» последствия дискриминации и сексуального и гендерного насилия (СПГС Организации Объединенных Наций по вопросу насилия в отношении детей, 2015, с. 1). Для того чтобы правильно понять вред, наносимый сексуальной и гендерной дискриминацией и насилием в отношении девочек в системе уголовного правосудия, важно задуматься о той роли, которую гендерные предположения, ожидания, законы и социальные структуры играют в формировании опыта девочек, включая их пути, ведущие к системе уголовного правосудия и взаимодействие с ней.

[A] Гендерный подход имеет решающее значение для понимания того, как структурные факторы, такие, как дифференцированный доступ к образованию, ресурсам и жесткие гендерные нормы, определяют различные проблемы и возможности, с которыми сталкиваются мальчики и девочки. (Ellsberg et al., 2017, с. 5)

Во многих странах девочкам, подвергающимся сексуальным надругательствам над детьми, отказывают в доступе к правосудию, и вместо этого им могут не поверить; они могут подвергаться преследованию за моральные преступления; их избегают их семьи или общества; они могут подвергаться насилию или быть убиты. Примеры безнаказанности мужчин-правонарушителей и наказания девочек-жертв свидетельствуют о том, насколько широко гендерная дискриминация пронизывает культурные и правовые рамки. Тематическое исследование 5, озаглавленного «Пытки Кайната» (в рамках подраздела «Дополнительные учебные пособия»), представленного Специальным представителем Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей, иллюстрирует дифференцированное обращение с девочками в рамках формального уголовного правосудия, а также в контексте, где преобладает обычная дискриминационная практика.

Подходы к уголовному правосудию, учитывающие интересы детей и основанные на правах человека, требуют внимания к различным рискам и возможностям, с которыми сталкиваются мальчики и девочки как в обществе, так и в системах правосудия, будь то в качестве жертв, свидетелей или предполагаемых/признанных правонарушителей. КЛДЖ обращает особое внимание на важность признания проблем, с которыми сталкиваются девочки:

Повышенное внимание должно уделяться положению девочек (в том числе, в надлежащих случаях, девочек детского и подросткового возраста), поскольку они сталкиваются с особыми препятствиями, затрудняющими их доступ к правосудию. Девочки зачастую не обладают социальным статусом или правоспособностью для принятия важных решений, затрагивающих их жизнь, в таких областях, как образование, охрана здоровья, защита сексуальных и репродуктивных прав. Они могут принуждаться к вступлению в брак, становиться жертвами других вредных обычаев или подвергаться различным видам насилия. (Комитет КЛДЖ, общая рекомендация №33, пункт 24)

 

Международное признание особых потребностей и уязвимостей женщин и девочек в тюрьме

Признавая особые потребности и уязвимость женщин и девочек в тюрьмах, Бангкокские правила перечисляют соображения, которые должны применяться к заключенным женщинам, девочкам и их детям. Девочки составляют меньшинство от общего числа осужденных детей во всем мире, однако стандарты и нормы Организации Объединенных Наций требуют особых гарантий для девочек в силу их особой уязвимости (Бангкокские правила 2010 года, правила 36-39; Пекинские правила 1985 года, правило 26.4). Ниже приведены некоторые из ключевых областей, в которых заключенные девочки нуждаются в защите своих прав.

Во всем мире женщины и девочки сталкиваются с непропорционально высоким уровнем сексуального насилия и насилия по половому признаку, и существует соответствующая чрезмерная представленность девочек, подвергшихся сексуальному насилию, в системе уголовного правосудия (Saada Saar, 2015). В тех случаях, когда девочки имеют такого рода травматическое прошлое, существует особая необходимость в дополнительных гарантиях и психологической поддержке в условиях содержания под стражей. Например, Бангкокские правила предусматривают гарантии, применимые к обыску женщин, девочек и их детей (2010 год, правила 19-21), а также Типовые стратегии и практические меры ООН по искоренению насилия в отношении детей в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (далее - Типовые стратегии) (пункт 41 (с) (d)). Действительно, в Типовых стратегиях указывается важность законодательных изменений для запрещения всех форм насилия по признаку пола в отношении детей в дополнение к противодействию взглядам, оправдывающим насилие по половому признакуи насилие в отношении детей (пункт 11 (i); 9 (a)). Эти международные стандарты и правовые знания во многих частях мира указывают на то, что доступ к правосудию для женщин и девочек требует гендерного законодательства и процедур для женщин и девочек, сообщающих о насилии (Spohn and Tellis, 2016; Fitz-Gibbon and Walklate, 2018) (см. модуль 10 для информации о вторичной виктимизации и истощении в подаче жалобы/судебном преследовании сексуального насилия).

Девочки часто сталкиваются с серьезными препятствиями в доступе к правосудию, будь они жертвы преступлений, свидетели или подозреваемые правонарушители. Слишком часто законодательство, а также уголовное, административное и гражданское судопроизводство являются неадекватными для обеспечения их прав, в то время как надлежащая политика по их защите отсутствует или осуществляется недостаточно эффективно. Во многих странах отсутствуют специализированные судьи, прокуроры, адвокаты и другой персонал, квалифицированный для работы с девочками, а также достаточные ресурсы для обеспечения необходимого обучения. (Специальный докладчик Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей, 2015 год, с. 1)

Конвенция ООН о правах ребенка (резолюция ГА 44/25) (КПР) требует, в случаях, когда задержание детей необходимо, в качестве крайней меры, чтобы они содержались в отдельных помещениях от взрослых задержанных (1989 г., статья 37с). Тем не менее несколько государств-участников, включая Австралию, Китай, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Сингапур, Соединенное Королевство, Финляндиюи Швейцарию, сделали оговорку к статье 37 с) (1989 г.). Комитет КПР неоднократно настоятельно призывал соответствующие государства-участников снять свои оговорки или заявления к статье 37с и взять на себя обязательство обеспечивать раздельное содержание под стражей детей и взрослых (см., например, ряд Заключительных замечаний по Канаде CRC/C/15/Add.215, пункт 7, 2003; CRC/C/CAN/CO/3-4, пункт 9, 2012; и Сингапур CRC/C/15 / Add.220, пункт 45а, 2003; CRC/C/SGP/CO / 2-3, пункт 6, 2011, в отношении соответствующих оговорок и заявлений к статье 37).

Ситуация с возрастным смешением еще более осложняется, когда речь идет о лишении свободы девочек. Зачастую малое число девочек, содержащихся под стражей, означает, что они будут содержаться вместе со взрослыми женщинами, помещаться в изолятор или содержаться в местах, удаленных от их дома (СПГС Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей, 2015, с. 5-6). Тематическое исследование, озаглавленное «Особая уязвимость девочек в тюрьмах» (в рамках подраздела «Дополнительные учебные пособия»), иллюстрирует несоразмерное воздействие, которое эти ненадлежащие меры содержания под стражей оказывают на девочек.

 
 Далее: Радел 3: Дискриминация и насилие против лиц, определенных или воспринимаемых как ЛГБТИ
Наверх