Данный модуль является ресурсом для лекторов  

 

Раздел 8. Гарантия качества и услуги юридической помощи

 

Важной проблемой, возникающей во многих странах, является качество предоставления юридической помощи. В Кодексах поведения некоторых стран подчеркивается важность независимости и даются практические рекомендации по вопросам, касающимся качества, таким как чрезмерное количество дел и обязанность действовать беспристрастно и без дискриминации. Обеспечение качества является проблематичным вопросом, особенно в связи с тем, что возникает вопрос о вмешательстве государства в независимость адвокатов. Принципы и руководящие положения Организации Объединенных Наций, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия (UNPG), предусматривают, что государства также обязаны «обеспечивать эффективную, свободную и независимую деятельность специалистов по оказанию юридической помощи» (Принцип 12).  

В то время как администрирование и предоставление юридической помощи различаются между странами, независимость адвокатов является фундаментальной. По этой причине, например, Европейский суд по правам человека не решается возложить на государства ответственность за обеспечение того, чтобы юристы-криминалисты выполняли свою работу на должном уровне, оставляя государственным властям определенную «свободу действий» в оценке необходимости какого-либо вмешательства в работу адвоката. Таким образом, в одном случае суд постановил, что:

Государство не может нести ответственность за каждую ошибку адвоката, назначенного в рамках оказания юридической помощи… [Государства] обязаны вмешиваться только в том случае, если отказ адвоката обеспечить эффективное представительство является явным или достаточно доведенным до их сведения (Европейский суд по правам человека, Imbrioscia v Switzerland, № 13972/88, Ноябрь 1993 г.). 

Однако, учитывая тесную связь между правом на доступ к юридической помощи и правом на справедливое судебное разбирательство, можно утверждать, что государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы правовая помощь была эффективной и соответствовала минимальным стандартам; ответственность,  усиливающаяся фактом того, что государство может покрывать некоторые или все расходы на юридическую помощь и, следовательно, несет ответственность за обеспечение того, чтобы государственные расходы были оправданными, надлежащими и эффективными. 

Основной подход UNPG заключается в возложении на государства ответственности за обеспечение того, чтобы специалисты по оказанию юридической помощи обладали необходимым образованием, подготовкой и навыками для оказания услуг правовой помощи в соответствии с требуемым стандартом. Таким образом, принцип 13 предусматривает, что:

Государствам следует создать механизмы для обеспечения того, чтобы все специалисты по оказанию юридической помощи обладали образованием, подготовкой, навыками и опытом, соразмерными характеру их работы, включая серьезность рассматриваемых преступлений, а также права и потребности женщин, детей и групп с особыми потребностями.

Это иллюстрирует подход, рассматриваемый в нескольких юрисдикциях, который стремится обеспечить профессиональную компетентность поставщиков юридической помощи. В большинстве, если не во всех юрисдикциях, юристы должны обладать минимальными знаниями и навыками для получения квалификации юриста. В некоторых юрисдикциях им предъявляют особые квалификационные требования в качестве предварительного условия для получения средств на юридическую помощь. 

Это в ограниченной степени отражено в UNPG, которая предусматривает, что государства в сотрудничестве с профессиональными ассоциациями должны устанавливать критерии аккредитации специалистов по оказанию юридической помощи (руководящее положение 15) и, кроме того, обеспечивать контроль за дисциплиной и надзору за правовыми консультантами. Вероятно, наиболее развитая схема аккредитации существует в Англии и Уэльсе, где юристы, которые оказывают услуги по оказанию юридической помощи подозреваемым и обвиняемым на ранних стадиях уголовного процесса, должны пройти ряд оценок знаний и навыков, чтобы получить разрешение на  выполнение такой работы. 

Другой подход заключается в оценке компетентности работы, выполняемой юристами. В некоторых странах, таких как Чили, Англия, Уэльс и Шотландия, разработаны системы «экспертной оценки», в соответствии с которыми оценивается качество работы, выполняемой поставщиками юридической помощи. Это поднимает вопрос о том, кто имеет право проводить такие оценки. В Чили Управление государственных защитников назначает нескольких инспекторов, которые являются юристами с опытом работы в области уголовного права. Они проверяют работу отдельно взятых государственных защитников в соответствии с годовым планом, а отчеты используются в качестве механизма контроля качества и повышения эффективности

Помимо обеспечения качества в отношении поставщиков юридической помощи (то есть юристов и других лиц, предоставляющих юридическую помощь), существует также проблема качества в отношении поставщиков услуг по оказанию юридической помощи (то есть организации, которые нанимают адвокатов и других специалистов по оказанию юридической помощи). В соответствии с руководящим принципом 16 UNPG государствам следует в консультации с организациями гражданского общества, органами юстиции и профессиональными ассоциациями устанавливать стандарты качества и механизмы контроля и оценки для поставщиков услуг юридической помощи.

Подход к обеспечению качества услуг, предоставляемых поставщиками юридических услуг, зависит от того, как организована и предоставляется юридическая помощь. В частности, это будет зависеть от следующих факторов:  (a) существует ли орган юридической помощи, ответственный за предоставление юридической помощи; (b) существуют ли договорные отношения между органом юридической помощи и поставщиками услуг юридической помощи; и (c) предоставляется ли юридическая помощь через службу государственных защитников.

 
Далее: Заключение
 Наверх