Данный модуль является ресурсом для лекторов  

 

Насильственные исчезновения

 

Еще одной практикой, имеющей место в контексте терроризма и противодействия ему, являются насильственные исчезновения, которые обычно принимают форму похищения и тайного содержания под стражей. Согласно определению Генеральной Ассамблеи, насильственное исчезновение имеет место, в случае, когда лицо:

подвергается аресту, задерживается или похищается против их воли или каким-либо иным образом лишается свободы должностными лицами различных звеньев или уровней правительства, организованными группами или частными лицами, действующими от имени правительства, при его прямой или косвенной поддержке, с его разрешения или согласия, при последующем отказе сообщить о судьбе или местонахождении таких лиц или признать лишение их свободы. (Резолюция 47/133). 

Первоначально уполномоченная принять меры для решения вопроса о насильственных исчезновениях в Южной Америке, Рабочая группа ООН по насильственным и недобровольным исчезновениям теперь признает, что насильственные исчезновения являются глобальной проблемой, при этом наиболее остро она стоит в государствах, страдающих от внутренних конфликтов (Экономический и социальный совет, Доклад Комиссии по правам человека E/CN.4 /2006/56). Рабочая группа также уделяет особое внимание уникальным проблемам и препятствиям, с которыми сталкиваются женщины при осуществлении и обеспечении соблюдения своих прав человека в роли женщин и девочек, которую они выполняют в обществе и «которая коренится глубоко в истории, традициях, религии и культуре» (Замечание общего порядка Совета по правам человека A/HRC/WGEID/98/2). 

Такие исчезновения обычно приводят к дальнейшим нарушениям прав человека, в частности, к пыткам и смерти, нарушая не только право на жизнь, но также право на свободу, запрет на пытки, право на справедливое судебное разбирательство и средства правовой защиты и т.д. Несмотря на то, что насильственные исчезновения могут не всегда приводить к смерти, вероятность смерти и/или получения серьезного вреда высока и, следовательно, связана с правом на жизнь. Генеральный секретарь ООН выразил обеспокоенность в связи с использованием насильственных исчезновений в качестве механизма, который ограничивает право обвиняемых на доступ к услугам адвоката и соответствующие меры правовой защиты (доклад Генеральной Ассамблеи A/72/316, п. 39). Далее Генеральный секретарь повторил выводы Рабочей группы по недобровольным исчезновениям, отметив, что ряд государств использует «произвольные меры безопасности в местах, где государство руководствуется ошибочной и опасной верой в то, что они являются действенным способом сохранения национальной безопасности и борьбы с терроризмом или организованной преступностью» (A/72/316, п. 39, A71/310, п. 110). В дальнейшем укрепляя эту позицию, Специальный докладчик по вопросу о защите прав человека в условиях борьбы с терроризмом с 2017 года Фьоннуала Ни Олан отметила свою озабоченность по поводу применения норм в области прав человека в контексте борьбы с терроризмом (доклад Генеральной Ассамблеи A/72/495, п. 26).

Положительное обязательство защищать право на жизнь распространяется на такие исчезновения, когда даже без доказательств похищения или задержания государственными органами (они могут быть совершены негосударственными террористическими акторами), государство должно в полном объеме расследовать такие исчезновения. Ожидается, что государства будут проявлять должную осмотрительность, принимая все разумные меры, соответствующие конкретным условиям, во-первых, для предотвращения таких исчезновений и, во-вторых, для их оперативного расследования (Гонсалес и др. против Мексики, 2009, п. 248). Невыполнение этого будет противоречить праву на жизнь и другим правам человека, нарушенным в сложившихся обстоятельствах. Аналогичным образом, если лицо исчезло после ареста, и нет каких-либо существенных доказательств, которые позволяют предположить, что оно было убито соответствующим государством, то даже если право на жизнь возможно не было нарушено государством, семья исчезнувшего лица, тем не менее, имеет в соответствии с правом на жизнь право требовать проведения расследования исчезновения.

В идеале положительные обязательства по защите права на жизнь должны быть законодательно закреплены, что является предпочтительным подходом международных органов по правам человека для обеспечения большей определенности. Для этого чрезвычайно важной является ясность при разработке применимого закона. Однако этот вопрос оказался чрезвычайно проблематичным в некоторых странах, где широкий охват и двусмысленность некоторых законов по противодействию терроризму привели к усилению риска нарушения права на жизнь, а также более широкому толкованию права на достойную жизнь и свободу от пыток в результате насильственных исчезновений (см., например, Федеральный закон Объединенных Арабских Эмиратов 2014 г. № (7) о борьбе с преступлениями терроризма).

 
Далее
 Наверх