Этот модуль является ресурсом для преподавателей   

 

Неофициальные механизмы международного сотрудничества

 

Неофициальные механизмы международного сотрудничества, такие как обмен информацией между правоохранительными органами (т.е. сотрудничество между полицейскими органами; для дальнейшего ознакомления см. Серию университетских модулей по организованной преступности, в частности, модуль 8: «Инструментарий и сотрудничество правоохранительных органов»), также используют киберпреступлений (James and Gladyshev, 2016). Тип информации, которой обмениваются правоохранительные органы по неофициальным каналам, варьирует в зависимости от конкретного государства. В Австралии «органы власти имеют возможность предоставлять следующие виды помощи в рамках межведомственного сотрудничества: взятие добровольных показаний свидетелей, проведение добровольных опросов свидетелей, взятие добровольных свидетельских показаний по видеосвязи, принятие сотрудников иностранных полицейских органов, проводящих расследования в Австралия, обмен оперативными данными, осуществление физического наблюдения, получение сведений о судимости или получение общедоступных материалов» (UNODC, "Informal cooperation channels: Australia"). Другие страны договариваются о совместном использовании некоторых данных личного характера (УНП ООН, 2013, стр. 236).

Знаете ли вы?

Существует механизм неофициального международного сотрудничества в области судебного преследования по делам, связанным с киберпреступностью: Глобальная прокурорская сеть по противодействию электронным преступлениям (GPEN) Международной ассоциации прокуроров. 

Неофициальные механизмы сотрудничества способствуют оперативному обмену информацией между правоохранительными органами (т.е. в течение дней, а не месяцев) (УНП ООН, 2013, стр. 239). Кроме того, сети 24/7 (например, Сеть 24/7 подгруппы G8 по преступлениям в области высоких технологий и контактный центр 24/7 сторон Конвенции Совета Европы о компьютерных преступлениях, созданный в соответствии со статьей 35 конвенции) создаются с целью получения неотложных запросов о предоставлении цифровых доказательств и содействия международному сотрудничеству. Неофициальные каналы сотрудничества в основном используются для получения юридических и технических консультаций и содействия по делам, связанным с киберпреступностью, а не для запросов о сборе цифровых доказательств (УНП ООН, 2013, стр. 239). Например, в Японии запросы о предоставлении информации по неофициальным каналам разрешается исполнять только в том случае, если запрашивающая страна не намерена использовать эту информацию в качестве доказательств (UNODC, "International cooperation: Japan"). Если страна намеревается использовать эту информацию в качестве доказательства, необходимо направить официальный запрос об оказании взаимной правовой помощи (см. модуль 11: «Международное сотрудничество в области борьбы с транснациональной организованной преступностью» Серии университетских модулей по организованной преступности). Цифровые доказательства, полученные по этим каналам, могут быть признаны недопустимыми в национальных судах запрашивающего государства, если не поддерживается система охраны доказательств (см. модуль 3 Серии модулей по киберпреступности: «Правовая база и права человека», модуль 4 Серии модулей по киберпреступности: «Введение в цифровую криминалистику» и модуль 6 Серии модулей по киберпреступности: «Практические аспекты расследования киберпреступлений и цифровой криминалистики» для получения дополнительной информации). Если информация неофициально передается правоохранительными органами Соединенных Штатов Америки, Парагвая, Аргентины (и других стран), запрашивающие страны должны действовать по официальным каналам (UNODC, "Police to Police Cooperation: United States"; UNODC, "Informal cooperation: Paraguay"; and UNODC, "Channels for urgent requests for MLA in cybercrime cases: Argentina").

Международные и региональные организации также оказывают содействие неофициальному международному сотрудничеству. Например, срочные запросы об оказании взаимной помощи могут направляться в Организацию американских государств (UNODC, "Channels for urgent requests"). Срочные запросы об оказании помощи можно также направлять через ИНТЕРПОЛ (UNODC, "Channels for urgent requests for MLA in cybercrime cases: Liechtenstein"), крупнейшую в мире международную полицейскую организацию, которая своей глобальной полицейской телекоммуникационной сетью I-24/7 охватывает более 190 стран. Посредством этой сети национальные правоохранительные органы делятся опытом, технологиями и ресурсами для борьбы с транснациональными преступлениями.

Интерпол выступает в качестве узла связи между странами, помогая им распространять информацию, например, уведомления, и даже оказывая им содействие в координации совместных операций. Например, в 2012 году Интерпол помог местным властям в Испании, Аргентине, Чили и Колумбии арестовать 25 членов международной хакерской группы Anonymous в рамках операции «Разоблачение» ( Operation Unmask) (Whiteman, 2012; Interpol, "Operation Unmask"). В 2017 году «операция, проведенная под руководством Интерпола,… [с участием правоохранительных органов] Индонезии, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама», а также Китая и организаций частного сектора позволила «идентифицировать около 9.000 командных серверов (C2) и сотни скомпрометированных веб-сайтов, включая правительственные порталы» (INTERPOL, 2017).

В статье Уайтмена (Whiteman, 2012) говорится, что подозреваемых арестовал Интерпол. Это ошибка. Интерпол не имеет полномочий арестовывать преступников. Интерпол может помочь создать нечто вроде совместной следственной группы (Europol, n.d.), которая может оказать содействие в проведении расследований уголовных дел, но только местные следователи имеют полномочия производить аресты на территории своих стран. К сожалению, средства массовой информации зачастую неправильно изображают Интерпол как международную полицию, обладающую полномочиями на местах. Вместо наделения Интерпола полномочиями производить аресты в стране, каждое государство создает свое национальное центральное бюро (НЦБ) (INTERPOL, 2018). Штаб-квартира Интерпола может предоставлять информацию и рекомендации НЦБ, но она не может принудить их предпринять какие-либо действия. Кроме того, сотрудниками НЦБ в некоторых случаях  - но не всегда - являются местные кадровые полицейские или прокуроры.

Как указано в Проекте доклада УНП ООН: «Всестороннее исследование проблемы киберпреступности» (2013), страны отметили, что неофициальное сотрудничество все еще в значительной степени зависит от наличия двусторонних и региональных соглашений, сетей региональных и международных организаций и существующих связей и партнерских отношений между правоохранительными органами (УНП ООН, 2013, стр. 235). Партнерства также играют ключевую роль в сотрудничестве между правоохранительными органами и частным сектором при расследовании киберпреступлений (см. модуль 5 Серии модулей по киберпреступности: «Расследование киберпреступлений» для получения дополнительной информации о государственно-частных партнерствах). Сотрудничество между группой Microsoft по расследованию Интернет-преступлений и правоохранительными органами Соединенных Штатов Америки, Марокко и Турции привело к обнаружению и последующему аресту создателей и распространителей компьютерного червя Zotob (FBI, 2006).

 
Далее: Хранение и обеспечение сохранности данных и доступ к данным
Наверх